Пост-размышление...
Поговорим о нас, учителях, о тех требованиях, которые предъявляют к нам, как специалистам.
Год Ковида бросил нам серьезный вызов.
Мы не ожидали такого ужаса. Групповые занятия стали невозможны.
Все ушли в онлайн.
Кто-то превратился в "говорящую голову", кто-то не смог вообще ничего предпринять: старая техника, плохой звук у себя самого и студента...
У многих просто рухнула жизнь. Многие из нас сутками сидели на (бес)платных семинарах... Пытались понять, как можно отойти оффлайна и перейти в онлайн.
Ведь многие из коллег не могли жить без обычной доски: рассказываю и пишу одновременно. Старый добрый учебник — открыл и работай.
Кто-то из-за специфики предмета смог просто красиво оформить свои лекции: открывай, читай, сдавай предмет.
Почти каждый педагог-предметник прошел огонь и воду и медные трубы...
Где-то мы благодарны этому "стрессу": он научил многому в методическом плане, уроке стали разнообразнее, интерактивнее.
Но количество минусов все же не дает желания делать выбор в пользу только онлайна.
Контакт глаз, плохой звук, невозможность выполнять целый комплекс упражнений, огромные деньги на платные платформы, перенос заданий на сайты - это только часть минусов работы языковых преподавателей.
Я бы хотела остановиться на это выражении, заголовке поста.
"Танцы с бубнами" — это то, что у нас является профессиональным сленгом.
Мы так обозначаем наши действия, которые направлены на достижение радости и восторга у ученика. То есть мы готовы и петь, и плясать, лишь бы ему было весело и хорошо.
Но давайте поговорим о "радости", "песнях", "играх", когда у вас тест на носу, а в голове каша из окончаний, нет понимания структуры элементарных явлений - как ту быть?
Я училась в языковой школе (французского было 10 часов — огромные задания, куча материала наизусть, технический перевод в старших классах, литературоведение - я знаю, что значит "пахать над языком", чтобы потом без проблем поступить в МГЛУ с отличным баллом).
Когда я вижу ситуацию, что человеку надо заговорить, я берусь помогать.
Но вот передо мной была задача: живем в стране языка уже лет 10, не можем начать говорить, хотим раз в неделю, сделайте чудо, а мы еще и домашку делать не хотим.
Мои попытки за 60 минут раз в неделю донести суть не увенчались успехом — ученики хотели игр. Я же хотела успеть рассказать хотя бы правило, не говоря о том, что на отработку и закрепление времени у нас не было.
Игры — то, что можно делать, когда структура уже усвоена, когда структура языка позволяет... Год спустя в моем арсенале море игр, но это далеко не все, которые я бы хотела и могла бы использовать.
Я разработала сайт, технически я уже устраиваю "танцы с бубном" даже со школьником — у нас нет задач успеть к тестированию, мы играем и учим язык.
Мое понимание того, что у людей финансовые сложности, поэтому за 60 минут в неделю они захотят получить как можно больше объяснений, потерпело крах.... От меня требовали "танцы с бубном"....
Это станет мне уроком на будущее. В попытке помочь человеку, забываешь, что есть еще его мнение: он не хочет просто начать говорить, он считает, что как его учили английскому, так надо учить и турецкому...
За время с различными возрастами в своей практике я очень редко встречала людей, которые готовы сутки напролет учить язык, чтобы получить хорошую должность, вписаться в языковую и культурную среду...
Большинству подходит принцип — "ой, говорю набором слов без падежей и меня понимают".
Очень здорово, когда мои ученики, которые чуть не со слезами плакали на первых уроках оттого, что не понимают речь, что "а вот Маша так круто говорит", приходят время спустя с горящими глазами, говоря, что их Маша делает море ошибок, что они слышат уже лучше, уже говорят лучше, чем эта Маша.
Очень важно первое занятие, где мы сможем познакомиться, обсудить ваши цели и ваши проблемы в освоении языка. Я смогу рассказать о тех сложностях, что нас ждут. Но бывало, что даже от самых тихих и "средних" учеников мы получал отличные результаты там, где оно сами не ожидали...
У меня могут быть и "танцы с бубнами", но сначала - разбираемся тему, уделяем время на отработку и затем — я даже спою...
Любой каприз, если у нас будет на это время.