О турецкой музыке
Турецкая музыка происходит из различных старых музыкальных курсов. Культуры, которые турки впитывали на протяжении веков, отражали их жанры турецкой музыки от их инструментов до их выступлений. В 11-м веке происходит миграция турок из Центральной Азии, они занимают Анатолию. Огромное влияние на культуру оказывает принятие Ислама. На турецкую художественную музыку повлиял персидский, но особенно из византийской культуры. С другой стороны, турецкая городская и народная музыка взаимодействовала с музыкой Ближнего Востока и Балкан. Учитывая многовековой культурный обмен, невозможно оценить влияние взаимодействия с арабским и балканским народами.
Турецкая сельская музыка упоминается как народная ('халк») музыка в турции. Народный жанр исполняют самые разные люди. Полупрофессиональные народные поэты и менестрели, называемые «озан», занимают видное место в народной музыке. Ашык ('любовник') поэты импровизируют новые песни, взятые из традиционного материала, и обнародуют свой голос через Лютня, которая является одним из самых важных инструментов в турецкой народной музыке. Ашык Вейсел, слепой певец, является последним и одним из самых важных aşıks в индейке. Народная музыка исполняется мужчинами и женщинами на общественных мероприятиях, таких как сельские праздники по всей стране. Люди поют и исполняют гетерофонно (одновременно и по одной мелодии) в Турецкая народная музыка. Музыканты импровизируют музыкальные интермедии. В Турции стили народной музыки очень похожи, за исключением побережья Черного моря, где танцуют живые темпы и где играть на скрипке (Kemenche) а так же Тулум (инструмент похож на волынку) играют.
Турецкая народная музыка занимает очень важное место в турецкой музыке.Турецкая народная музыка является одним из традиционная турецкая музыка.В турецкой народной музыке используется гептатоническая гамма (с семью нотами), но она сконцентрирована вокруг тетрахордов. Турецкая народная музыка основана на модальных структурах, называемых 'аяк'(имеется в виду нога или шаг). Есть четыре аяк которые являются бозлак, керем, дербер а так же Garip. Многие народные песни являются анонимными и очень известными, с другой стороны, талантливые певцы продолжают создавать новые народные песни.
Кроме того Баглама, играть на скрипке (Шип-скрипка), дарбука (или deblek and dümbelek, который является одноголовым ударным инструментом в форме кубка), защиту (одноголовый рамный барабан), davul (бас-барабан), кавал (пастушья флейта) и зурне (сингл-тростник, двойная труба) - самые популярные инструменты турецкой народной музыки.
Турецкая художественная музыка является одной из традиционных турецких музыкальных произведений.Турецкая музыка (Турецкие музыкального искусства) по сути мелодичный и линейный по характеру. Он традиционно исполняется гетерофонно смешанной, но не фиксированной группой сольных инструментов. Он основан на модальной системе под названием кладбище и ритмическая система, известная как усул.
Макамс состоят из весов, содержащих определенные тетрахорды (Dörtlü) а так же пентахорды (beşli) регулируется правилами композиции, относящимися к мелодическому направлению (seyir: 'дорожка'). seyir указывает на определенные модуляции и мелодическую прогрессию, которая может быть как вверх (çıkıcı) или вниз (Главная Комнаты) или оба (-çıkıcı Главная Комнаты). Первая нота или тоник макама Карар и кусок должен заканчиваться на Карар какая бы подача не началась. В произведении турецкой художественной музыки значимый тональный центр, кроме тоники, называется güçlü (Доминирующий).
Имена макам в основном совпадают с арабской и персидской системами. Сегодня они подразделяются на три категории: простые (пердеть), комбинаторный (бирлешик или мюреккеп) и транспонирован (göçürülmüş or şedd). Есть 13 основных режимов: Раст, Чаргах, Хусейни, Нева, Пуселик, Ушак, Kurdi, сузинак, иказ, хумаюн, уззал, карчыгар, зиргюле.
Понятие «турецкая классическая музыка»
В Турции определения «турецкий» и «классический» в термине «классическая турецкая музыка» возникли с целью дать ответ на некоторые утверждения, выдвинутые в республиканский период Турции сторонниками западной музыки, против музыки, берущей свои корни ещё с периода Османского государства. Одним из известных утверждений является тезис о том, что османская музыка берет свое начало не от турецких, а от византийских и иранских источников. Некоторые авторитетные в среде музыкантов музыковеды, такие как Хусейн Садеддин Арел и Рауф Йекта, опровергли данный тезис, подкрепляя свое мнение различными документами и данными.
В республиканский период музыкальные традиции часто упускались из виду, кроме того, в период со 2 ноября 1934 г. по 6 сентября 1936 г. было даже запрещено воспроизведение подобной музыки на радио. В результате такого идеологического влияния, консерватории, обучающие классической турецкой музыке с использованием современных подходов, были основаны лишь в 70-х годах.
Существуют разногласия в области определения понятия классической турецкой музыки. В Османский период эту музыку называли просто «musıkî» («мусики»). Джинучен Танрыкоруру называл её «османская музыка». Некоторые другие специалисты дают ей название «традиционная турецкая музыка».
История
С исторической точки зрения в классической турецкой музыке можно выделить шесть этапов развития: период становления, период развития, классический период, поздний классический период, романтический период и современный период.
Временной отрезок, начинающийся с Фараби, жившего в 10 веке, и заканчивающийся в 1405 году, когда умер Тимурленк, охватывает период становления, обусловленный теоретическим обоснованием и письменной передачей турецкой музыки. К концу этого периода прославленный учитель Абдулькадир Мераги посеял первые семена для зарождения последующих периодов, и дал новое направление турецкой музыке.
Далее, с начала 16 века, когда на трон взошёл Явуз Султан Селим, как уже было изложено выше, в голосовой диапазон и макамы (типы лада турецкой классической музыки) были внесены некоторые теоретические изменения. Этот период развития, когда на Дияр-ы Рум (Малая Азия) и Балканах образовывались Мевлянахане, был завоеван Стамбул, на останках Византийской империи была образована и укоренена дворцовая школа Эндерун. В Стамбул были привлечены такие ученые как Алишер Навои, Хусейн Байкара, Али Кушчу и Саади из Центральной Азии. Этот период стал своеобразным периодом возрождения – Ренессансом.
Классическая турецкая музыка, как плод цивилизаций Центральной Азии, Сельджукского и особенно Османского государств, повлияла на музыку многих народов, растворила их мелодии в своём тигеле. Как следствие, классическая музыка, как с точки зрения количества и понимания макамов, так и с точки зрения форм и стилей, стала обширным понятием, включающим уникальное богатство музыкальных жанров.
С начала 15 века до 1640 года, когда умер Султан Мурат IV, за счет военных походов на восток, был пережит период, когда в Османском дворце работали знатоки музыки и искусства из Ближнего Востока.
Во временном промежутке от Иттрия (1640-1712) до 1730 года продолжался классический период, который представлял собой синтез восточной культуры и влияния европейских стилей барокко и рококо, проникших в османский дворец. Период, который длился с 1730 года до смерти Исмаила Эфенди в 1846 году, именуют поздним классическим периодом.
Период с момента провозглашения указа Танзимат (1839) до конца Второй мировой войны в 1945 г., называется романтическим периодом.
Классическая турецкая музыка в наши дни
Наряду с тем, что «турецкое искусство музыки» и «классическая турецкая музыка» являются близкими по значению понятиями, «классическая турецкая музыка» представляет собой историческое понимание и традиции, а заимствованное из западной музыкальной терминологии понятие «искусство музыки» показывает современную форму этой музыки, которую она приобрела в период Республики.
Период с середины 20-х годов до наших дней - это современный период. Одним из важных представителей этого периода является Мунир Нуретдин Селчук. В этот период, когда такие формы как кяр, мелодия, медленный и быстрый семаи, уходят на задний план, в турецком искусстве музыки стали доминировать подвижные песенные и фантазийные формы с краткими мелодиями и текстами.
В результате того, что эти понятия взяли за свою основу западную музыку, широкое распространение получили хоровые и концертные формы; в состав музыкальных трупп вошли западные музыкальные инструменты, такие как скрипка, пианино и кларнет.
Одним из факторов, поддерживающих эту современную тенденцию, является исчезновение традиции «мешк» (упражнения в игре на музыкальных инструментах), которая являлась методом обучения и передачи классической музыки. Принятая во всех классических видах искусства традиция, когда ученик обучался музыке только через своего учителя, в большей степени пережила свое угасание. Вместо этого появились хоры и ансамбли, обучающие музыке по нотам и современным методам.
Если классическая музыка была основана на философии мистицизма, трансцендентности и созерцания мира, то в современном мире появился подход к музыке, ориентированный на развлечения. Несмотря на это, нельзя сказать, что нет продолжателей традиций классической турецкой музыки и музыкантов, работающих на этом поприще. Наряду с Хаджы Ариф Беем, который продолжал придерживаться классического стиля в период модернизации, есть и такие музыканты как Фехми Токай, Зеки Ариф Эргин и Ахмет Авни Конук. И сегодня молодые музыканты, следующие этим принципам, продолжают свою работу.
Турецкое искусство музыки так же, как общественные виды развлечений - радио и телевидение, сформировало свою базу спроса и, таким образом, дошло до народных масс в коммерческой плоскости. Основными композиторами этого музыкального направления могут считаться Садеттин Кайнак, Бимен Шен, Йесари Асым Арсой и Авни Аныл. Кроме того, в турецком музыкальном искусстве есть еще более популярные музыканты, которых относят к «рынку музыки». Среди них можно выделить таких музыкантов, как Йусуф Налкесен, Шекип Айхан Озышык и Теоман Алпай. В современном репертуаре Турецкой государственной телерадиокомпании («ТРТ») имеется около 19 тыс. образцов и произведений турецкой музыки.